Календарь
« Май 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
«Вдохновленная народной песной»
Портрет молодой каракалпакской красавицы в национальном тюрбане, в платье, расшитом затейливым узором, с кольцом - аребеком неизменно привлекает многочисленные взгляды посетителей Государственного музей искусств Каракалпакстана имени Игоря Савицкого. До недавних пор оставалось тайной, кто изображен на старинном фото. И только совсем недавно удалось идентифицировать изображенную на нем неизвестную. Ею оказалась крупный деятель каракалпакской театральной и музыкальной культуры, известная исполнительница народных и современных песен Айимхан Шамуратова. В то время ей было 18 лет.
Имя Айимхан Шамуратовой принадлежит к блистательному поколению деятелей культуры, вошедших в историю сценического искусства Узбекистана. Она-одна из первых ласточек национального каракалпакского театра.
Страстный интерес к песенному и сценическому искусству пробудился у Айимхан еще с детских лет. Она впитала в себя народные песни, напевы и мелодии, стихи каракалпакских поэтов-классиков. Под влиянием приезжих артистов, кочевавших из аула в аул, зародилась тяга к исполнительскому искусству, мечта о сцене. Желание выступать в тетаре было так велико, что Айимхан Шамуратова, сумев преодолеть страх перед неминуемой расплатой за отступление от существующиз в те времена норм, пятнадцатилетной девочкой ы 1932 году стала артисткой первой в истории Каракалпакстана театральной труппы «Тан нуры» при Турткульском педагогическом техникуме, созданной Абдираманом Утеповым. В апреле 1940 год молодая актриса поступила учиться на вокальное отделение Московской консерватории. Учебу пришлось прервать в связи с началом войны.
Многолетняя театральная деятельность Айимхан Шамуратовой неразрывно связана с Каракалпакским государственным театром музыкальной драмы и комедии имени Бердаха, на сцене которого более чем за полвека она сыграла свыше 100 ролей в пьесах каркалпакских, узбекских, казахских, русских, азербайджанских, кыргызских драматургов. Ей довелось работать с такими известными режиссерами и драматургами, как Абдираман Утепов, Касым Ауезов, Жолмурза Аймурзаев, Сапар Ходжаниязов, Гавриил Абдулов, Тореш Алланазаров, Зухур Кабулов, Азербайджан Мамбетов. Создавая незабываемые женские образы: от комических до трагических, актриса со сцены несла посыл, какой должна быть современная женщина-независимой, открытой для людей, самоотверженной, с богатым внутренним миром, способной на сильные переживания и эмоии. Таковы ее Багдагуль («Багдагуль» С.Мажитова), Гулсара («Гулсара» К.Яшена), «Дамегуль («Айгуль-Абат» Ж.Аймурзаева), Анна Ивановна («Бедность не порок» А. Островского), Бийбижан («Бегжапская трагедия» П.Тилегенова), Шасанем («Гарип ашык» А.Бегимова и Т.Алланазарова), Санем ( «Дочь Каракалпака» Т.Каипбергенова), Гульпаршын («Алпамыс» Н.Давкараева) и многие другие. Но, пожалуй, вершиной ее театрального товрчества стала роль Толгонай в спектакле по произведению Ч.Айтматова «Материнское поле», которая по силе накала чувств и страстей, трагизма не уступает Антигоне или Медее. Айимхан была близка и понятна философияобраза несломленной преодолеть женщины, сумевшей преодолеть личное горе и нашедшей в себе силы продолжать идти дальше. Кому , как не ей, понять жизненную драму женщины, потерявшей на фронте мужа и четверых сыновей?
Как человек творческой натуры, она постоянно пробовала свои силы в разных жанрах. Так, в кино создала образ матери главного героя фильме «Буйный леведь», на сцене самодеятельного театра в Чимбае ставила пьесу «Багдагуль», даже пыталась писать собственную.